КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Глава 54. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
Данная глава вводит в российское законодательство новый договорный институт. Его наименование — «коммерческая концессия» — эквивалент известного в западном законодательстве понятия «франчайзинг», или «франшиза». Договор применяется в сфере предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 1027).
Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление «правообладателем» «пользователю» комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (см. ст. 138 ГК), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионных договоров.

Договор коммерческой концессии заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности — изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и другие охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату (см., например, ст. 13 Патентного закона).
Договор коммерческой концессии не относится к смешанным договорам (см. п. 3 ст. 421 ГК), хотя и опосредствует комплексные обязательственные отношения. Он регламентирован как самостоятельный вид договора. Поэтому к нему применяются правила данной главы и субсидиарно — правила специальных законов об охране исключительных прав. Включение коммерческой концессии в ГК вызвано потребностями рыночных отношений в новой правовой сфере. Первые договоры коммерческой концессии (они именовались лицензионными) были заключены в России, когда на российский рынок вышли такие фирмы как «Макдональдс», «Пицца — хат» и «Баскин Роббинс».

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика